О дополнении перечня категорий граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи
Федеральный закон от 01.04.2025 № 48-ФЗ «О внесении изменений в статью 20 Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» закрепил право на получение бесплатной юридической помощи многодетными родителями, имеющими трех и более детей, до достижения старшим ребенком возраста 18 лет или возраста 23 лет, при условии его очного обучения в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Также на бесплатную юридическую помощь вправе рассчитывать лица, являющиеся истцами при рассмотрении судами дел об установлении и оспаривании отцовства (материнства).
О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации
Федеральным законом от 28.02.2025 № 31-ФЗ внесены изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации.
В диспозицию части 2 статьи 167 Уголовный кодекса Российской Федерации внесены дополнительные мотивы совершения преступления.
Теперь умышленные уничтожение или повреждение чужого имущества, если эти деяния повлекли причинение значительного ущерба, квалифицируются по части 2 стать 167 Уголовного кодекса Российской Федерации также при их совершении по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти, или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы.
Наиболее строгое наказание за совершение данного преступления предусмотрено в виде лишения свободы сроком до 5 лет.
Изменения вступили в силу с 11 марта 2025 года.
Изменились правила подачи электронных обращений в органы власти
В соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
Данное право реализуется свободно и добровольно.
С 30 марта 2025 года вступили в силу изменения, внесенные в указанный Федеральный закон, в силу которых подать электронное обращение в органы власти, в том числе в органы прокуратуры, теперь можно только через Единый портал госуслуг или другие информационные системы государственного органа или органа местного самоуправления либо официального сайта государственного органа или органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», обеспечивающих идентификацию и (или) аутентификацию граждан.
Подать обращение в прокуратуру можно посредством Единого портала прокуратуры Российском Федерации по адресу: epp.genprok.gov.ru/web/proc_44.
Обращения в электронном виде следует направлять по указанному адресу, либо посредством использования Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций).
В целях соблюдения требований ст. 7 Федерального закона от 02. 06.2006 № 59-ФЗ, а также в связи с необходимостью обеспечения защиты персональных данных заявителей, обращения в форме электронного документа принимаются исключительно через указанные источники.
Обращения, направленные в электронном виде в органы прокуратуры иными способами, регистрации и рассмотрению не подлежат.
По-прежнему гражданам предоставлено право на направление обращения в письменном виде почтовым отправлением либо через «Ящик для обращений», расположенный в доступном граждан месте в каждой прокуратуре.
Также граждане вправе обратиться на личный прием к прокурору.
С 1 января 2026 года изменятся правила рассмотрения апелляционных жалоб в гражданском судопроизводстве
Федеральным законом от 01.04.2025 № 49-ФЗ внесены изменения в Гражданский процессуальный кодекс РФ.
Внесенными в ГПК РФ изменениями судам апелляционной инстанции передаются полномочия по разрешению вопросов приемлемости апелляционных жалоб. Подавать апелляционную жалобу, как и раньше, необходимо через суд, принявший решение. Предусмотрены также следующие нововведения: заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока нужно будет подавать в суд апелляционной инстанции. Одновременно с подачей заявления должно быть совершено необходимое процессуальное действие (подана жалоба, представлены документы), в отношении которого пропущен срок. Суд рассмотрит указанное заявление в пятидневный срок со дня его поступления без проведения судебного заседания и без извещения лиц, участвующих в деле. До истечения срока обжалования лица, участвующие в деле, вправе представить возражения относительно апелляционной жалобы в суд первой инстанции, а по истечении срока обжалования - в суд апелляционной инстанции. Нельзя будет обжаловать определение о восстановлении пропущенного процессуального срока подачи апелляционной жалобы. Определение об отказе в восстановлении пропущенного процессуального срока можно будет обжаловать в кассационный суд общей юрисдикции, кассационный военный суд. Внесены и иные изменения
Какая давность привлечения к административной ответственности?
Давность привлечения к административной ответственности – это срок, в течение которого лицо может быть подвергнуто административному наказанию в случае совершения им административного правонарушения.
По общему правилу, закрепленному в ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении шестидесяти календарных дней со дня совершения административного правонарушения, а в том случае, если дело об административном правонарушении рассматривается судьей, - по истечении девяноста календарных дней.
Однако, законодатель установил и более длительные сроки давности привлечения к административной ответственности за правонарушения, совершенные в наиболее значимых сферах правоотношений.
Так например за совершение правонарушений в области трудового законодательства, в области охраны окружающей среды, законодательства об охране здоровья граждан, о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, о безопасности дорожного движения, о защите прав потребителей, о выборах и референдумах, об участии в долевом строительстве многоквартирных домов (и др.) правонарушитель может быть привлечен к административной ответственности по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
В таких государственно важных сферах как бюджетное законодательство, - по истечении двух лет со дня совершения правонарушения, за нарушение законодательства Российской Федерации о политических партиях, за нарушение в области воинского учета, - по истечении трех лет со дня совершения правонарушения, а за нарушение законодательства Российской Федерации о противодействии терроризму, и законодательства о противодействии коррупции - по истечении шести лет со дня совершения административного правонарушения.
Срок давности привлечения к административной ответственности исчисляется со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении - со дня его обнаружения, то есть дня, с которого органу административной юрисдикции стало известно о совершении правонарушения.
Длящимся является такое правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. Такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль).
Лицо, совершившее правонарушение, и в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, может заявить ходатайство о рассмотрении дела по месту жительства данного лица срок (поскольку по общему правилу рассмотрение правонарушения осуществляется по месту его совершения). В таком случае срок давности привлечения к административной ответственности приостанавливается с момента удовлетворения данного ходатайства до момента поступления материалов дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело, по месту жительства правонарушителя.
Следует отметить, что КоАП РФ не предусматривает возможности перерыва данного срока.
Факт истечения срока давности привлечения к административной ответственности является безусловным основанием к прекращению производства по делу об административном правонарушении. В таком случае производство по делу не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению (ст.4.5 КоАП РФ).
Статьей 25.1 КоАП РФ прокурору предоставлено право не только возбуждать производство по делам об административных правонарушениях, но и участвовать в рассмотрении таких дел, а также приносить протесты на постановление по делу об административном правонарушении независимо от участия в деле.
Таким образом, одним из средств эффективной защиты частных и публичных интересов для прокурора является обеспечение законности при производстве по делам об административных правонарушениях.
С 1 сентября 2025 года вступают в силу Правила предоставления отпусков работникам, усыновившим ребенка
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.2025 № 351 утверждены Правила предоставления отпусков работникам, усыновившим ребенка.
Таким работникам с 01.09.2025 будут предоставляются отпуска по уходу за ребенком:
- на период со дня усыновления ребенка и до истечения 70 календарных дней со дня рождения ребенка, а при одновременном усыновлении 2 и более детей - 110 календарных дней со дня их рождения;
- до достижения ребенком возраста 3 лет.
Усыновителям также будет назначаться и выплачиваться пособие в порядке и размере, которые установлены для выплаты пособия по беременности и родам.
Об особенностях бесплатного предоставления в собственность отдельным категориям граждан земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности
Федеральным законом от 20.03.2025 № 35-ФЗ внесены изменения в Земельный кодекс Российской Федерации, статья 39.19 дополнена.
С 31 марта 2025 года при предоставлении земельного участка в собственность бесплатно гражданину положение об однократном предоставлении земельных участков не применяется, если участок, ранее бесплатно предоставленный гражданину в собственность по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации (имеющему трех и более детей, а также отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, в случаях, предусмотренных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации) не может использоваться в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием вследствие боевых действий или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Право собственности гражданина на принадлежащий ему земельный участок, использование которого в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием вследствие боевых действий или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера невозможно, сохраняется. Гражданин вправе отказаться от права собственности на такой земельный участок в соответствии с гражданским и земельным законодательством.
С 1 марта 2025 года вступили в силу поправки о компенсации неиспользованных отгулов при увольнении
Федеральным законом от 30.09.2024 № 339-ФЗ статья 153 Трудового кодекса Российской Федерации дополнена новыми нормами, согласно которым день отдыха за работу в выходной или нерабочий праздничный день по желанию работника может быть использован в течение одного года со дня работы в выходной или нерабочий праздничный день либо присоединен к отпуску, предоставляемому в указанный период.
В случае, если на день увольнения работника имеется день отдыха за работу в выходной или нерабочий праздничный день, не использованный им в период трудовой деятельности у работодателя, с которым прекращается трудовой договор, в день увольнения работнику выплачивается разница между оплатой работы в выходной или нерабочий праздничный день, полагавшейся ему, и фактически произведенной оплатой работы в этот день. Указанная разница выплачивается работнику за все дни отдыха за работу в выходные или нерабочие праздничные дни, не использованные им в период трудовой деятельности у данного работодателя.
Как защитить детей от интернет-мошенников?
Одной из схем мошенничества является вовлечение детей и молодёжи в «дропперство», за которое предусмотрена уголовная ответственность. Так, ребенку переводят похищенные у других людей деньги, после чего просят за вознаграждение обналичить средства или перевести сообщникам.
Детям предлагают «легкий заработок»: писать комментарии, отзывы. Для вывода вознаграждения просят оплатить комиссию, указав на сайте реквизиты карты. Далее все деньги оказываются на счетах преступников.
Мошенники взламывают аккаунты в социальных сетях. Рассылают сообщения с просьбами срочно одолжить денег. Отправляют сообщения якобы с фотографиями, но вместо них в ссылке вирус, который «крадёт» с гаджета логины, пароли, коды.
Наживаются аферисты на желании детей приобретать виртуальный инвентарь для онлайн-игр. Для этого они создают поддельные сайты.
Для безопасности в инернете необходимы - защита устройств антивирусными программами, обязательная проверка любой подозрительной информации. Для обеспечения безопасности маленьких детей можно настроить специальные программы родительского контроля.
Научите ребенка при совершении онлайн-покупок: не переходить по ссылкам на незнакомые сайты, не оплачивать покупки через боты в соцсетях, не вводить на непроверенных сайтах ценные данные, все операции производить только в официальных приложениях.
Объясните детям, что ни в коем случае нельзя доверять обещаниям лёгких денег. Расскажите подросткам об опасностях «дропперства» и возможных последствиях в виде привлечения к уголовной ответственности.
Подписан новый закон о системе местного самоуправления в РФ
Речь идет о Федеральном законе от 20.03.2025 N 33-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти».
В частности, закон уточняет понятие местного самоуправления, определяя его как признаваемую и гарантированную Конституцией РФ форму самоорганизации граждан в целях осуществления народом своей власти для самостоятельного решения вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения в пределах предусмотренных полномочий.
Закреплена одноуровневая система организации местного самоуправления и установлены следующие виды муниципальных образований, в которых оно осуществляется: городской округ; муниципальный округ; внутригородское муниципальное образование города федерального значения. Субъекты РФ, имеющие социально-экономические, исторические и иные особенности, могут сохранить двухуровневую систему организации местного самоуправления (поселения (сельские и городские) и муниципальные районы).
Установлены полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения, не подлежащие перераспределению между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта РФ (принятие устава муниципального образования, утверждение и исполнение местного бюджета, установление, введение в действие и прекращение действия ранее введенных местных налогов и сборов и пр.); полномочия, которые могут быть перераспределены законом субъекта РФ для осуществления органами государственной власти субъекта РФ (организация в границах муниципального образования электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, обеспечение проживающих в муниципальном образовании и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных образовательных организациях и пр.), а также полномочия, которые могут быть перераспределены законом субъекта РФ для осуществления органами местного самоуправления (дорожная деятельность, организация транспортного обслуживания населения в границах муниципального образования, осуществление мероприятий по лесоустройству, осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне и пр.).
Также закреплен единый пятилетний срок полномочий лиц, замещающих муниципальные должности.
Федеральный закон вступает в силу по истечении девяноста дней после дня его официального опубликования, за исключением его отдельных положений.
Ответственность водителя, лишенного права управления транспортными средствами
Управление автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством лицом, лишенным права управления транспортными средствами и подвергнутым административному наказанию по ч.4 ст. 12.7 КоАП РФ (повторное управление транспортным средством водителем, лишенным права управления транспортными средствами, если не содержит признаков преступления), является преступлением, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 264.3 УК РФ.
За совершение данного преступления установлено наказание в виде штрафа в размере от 150 тыс. до 250 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо обязательными работами на срок до 360 часов, либо принудительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на срок до одного года. Указанные наказания дополняются лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет.
Кроме того, в случае обвинительного приговора автомобиль, принадлежащий обвиняемому и использованный им при совершении преступления, предусмотренного ст. 264.3 УК РФ, подлежит конфискации, то есть принудительному безвозмездному изъятию и обращению в собственность государства (п. «д» ч. 1 ст. 104.1 УК РФ).
Ответственность за легализацию денежных средств и другого имущества, которые получены преступным путем
Одним из самых опасных преступных посягательств в сфере экономики принято считать легализацию денежных средств и другого имущества, которые получены преступным путем. Легализация этих средств подрывает экономическую безопасность государства, создает условия для развития и процветания теневого бизнеса, что негативно влияет на стабильность экономики в целом и уровень жизни каждого гражданина.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем – это придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления.
Уголовным кодексом Российской Федерации (далее – УК РФ) установлена ответственность:
- за легализацию денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем (статья 174 УК РФ);
- за легализацию денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления (статья 174.1 УК РФ).
Наказание за совершение таких преступлений может быть назначено в виде лишения свободы на срок до 7 лет.
Вовлечение граждан в деятельность, связанную с легализацией преступных доходов, зачастую осуществляется путем склонения их к передаче банковских счетов в фактическое пользование третьим лицам.
Передавая свои персональные данные и документы сомнительным лицам для оформления банковских счетов, граждане, как правило, сами этого не осознавая, становятся соучастниками преступных схем. Такие действия могут быть расценены как пособничество в отмывании доходов, полученных незаконным путем, что влечет уголовную ответственность.
Важно понимать, что даже косвенное содействие в легализации преступных средств может быть расценено как соучастие. Бдительность и осознанность в вопросах финансовой безопасности – это не только проявление гражданской ответственности, но и способ защитить себя от непреднамеренного вовлечения в преступные схемы.
По каждому факту совершения преступлений, предусмотренных статьями 174, 174.1 УК РФ, органами предварительного расследования принимаются меры к установлению и изъятию денежных средств и имущества, полученных преступных путем, для решения вопроса об их конфискации при вынесении судом обвинительного приговора.
Процедура банкротства граждан
Процедура банкротства граждан - участников cпециальной военной операции имеет как свои плюсы, так и минусы. Как и у остальных граждан, у участников СВО есть возможность по результатам банкротства списать имеющиеся долги.
Открытие в отношении гражданина процедуры банкротства не ограничивает и не отменяет его призыв на воинскую службу.
Законодательством закреплена обязанность арбитражного суда приостановить производство по делу о банкротстве гражданина, призванного на СВО. До тех пор пока гражданин состоит в Вооруженных силах РФ, списать его долги невозможно, дело о его банкротстве также не может быть прекращено.
У большинства мобилизованных на СВО граждан, в отношении которых начата процедура банкротства, нет времени на информирование арбитражного суда о призыве.
Тем не менее для приостановления производства по делу о банкротстве в связи с призывом гражданина на воинскую службу необходимо уведомить об этом арбитражный суд, указав причину приостановления и приложив подтверждающие документы из военкомата.
Судебное разбирательство по делу о банкротстве гражданина – участника СВО будет возобновлено арбитражным судом после его демобилизации.
При этом процедура банкротства демобилизованных ветеранов СВО происходит по обычным правилам.
Ответственность за реализацию несовершеннолетним опасных бытовых товаров с газом
Федеральным законом от 03.02.2025 № 2-ФЗ внесены изменения в статью 14.53 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Изменения касаются ответственности за реализацию несовершеннолетним опасных бытовых товаров с газом. Так, совершение данного правонарушения влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей; на должностных лиц - от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей; на юридических лиц - от одного миллиона пятисот тысяч до двух миллионов рублей.
Указанные изменения вступят в силу с 01.09.2025.
Вместе с тем, с 01.03.2025 начал действовать общероссийский запрет на продажу несовершеннолетним потенциально опасных газосодержащих товаров бытового назначения. Перечень потенциально опасных газосодержащих товаров бытового назначения и порядок его формирования устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Определены основные направления противодействия формированию просроченной задолженности по заработной плате
С 1 марта 2025 года вступила в силу статья 158.1 Трудового кодекса РФ, которой определены основные направления противодействия формированию просроченной задолженности по заработной плате:
- профилактические меры по недопущению формирования задолженности по заработной плате, включая выявление и устранение причин и условий, способствующих несвоевременной оплате труда, мониторинг просроченной задолженности;
- привлечение работодателей к ответственности за нарушение сроков выплаты заработной платы;
- содействие реализации мероприятий по погашению просроченной задолженности по заработной плате;
- проведение разъяснительной работы с участием сторон социального партнерства по вопросам обеспечения трудовых прав работников.
Для координации этой деятельности высшими исполнительными органами субъектов Российской Федерации формируются соответствующие межведомственные комиссии, в состав которых включаются представители профильных исполнительных органов, региональных трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений, заинтересованных территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, государственных внебюджетных фондов, региональных объединений работодателей и территориальных объединений организаций профессиональных союзов.
Прокуратура разъясняет
Ответственность за пропаганду «чайлдфри»
Федеральным законом от 23.11.2024 № 401-ФЗ внесены изменения в статью 6.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Распространение информации или совершение публичных действий, направленных на формирование привлекательности отказа от деторождения либо искаженного представления о социальной равноценности рождения детей и отказа от деторождения, либо навязывание информации об отказе от деторождения, вызывающей к этому интерес, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, будут наказываться административным штрафом.
Санкцией данной статьи предусмотрен штраф для граждан от 50 до 100 тысяч рублей, для должностных лиц - от 100 до 200 тысяч рублей, для юридических лиц - от 800 тысяч до 1 млн рублей.
В отношении юридических лиц вместо наложения административного штрафа возможно административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
За действия, совершенные среди несовершеннолетних, с применением СМИ или сети «Интернет» предусмотрены увеличенные размеры административных штрафов.
Согласно примечанию к статье 6.21 КоАП РФ административным правонарушением не являются распространение информации о монашестве и монашеском образе жизни, соблюдении обета безбрачия (целибата) и связанном с ними отказе от деторождения и (или) совершение публичных действий, направленных на формирование привлекательности монашества и монашеского образа жизни, соблюдения обета безбрачия (целибата).
Прокуратура разъясняет
Ответственность «дропперов»
Дропперы, или дропы — это люди, которые участвуют в обналичивании денег, похищенных мошенниками. Преступники используют их, чтобы замести следы. Просят перевести какую-то сумму с одной карты на другую, снять наличные и передать их курьеру или положить деньги на чужой счет за вознаграждение.
В соответствии с п. 1 ст. 1102 ГК РФ лицо, которое безосновательно приобрело или сберегло имущество за счет другого лица, обязано возвратить последнему приобретенное или сбереженное имущество.
Данные правила применяются независимо от того, стало ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, потерпевшего, третьих лиц либо произошло помимо их воли (п. 2 ст. 1102 ГК РФ).
Чтобы доказать наличие обязательства, возникшего вследствие неосновательного обогащения, необходимо подтвердить факт неправомерного сбережения чужого имущества приобретателем и наличие в результате этого убытков у потерпевшего.
Держатель банковской карты обладает лишь правомочием ее пользования. Он не вправе передавать карту и ПИН-код, используемый для ее авторизации, другим лицам.
Поскольку банковская карта принадлежит кредитной организации, ответственность за все негативные последствия, связанные с передачей карты третьим лицам, несет ее держатель.
Указанное дает основания для взыскания поступивших «дропперам» (получатели денежных переводов) похищенных денежных средств вне зависимости от осведомленности об обстоятельствах совершенного хищения, поскольку отсутствуют правовые основания для зачисления денежных средств на принадлежащие им банковские счета.
Стоит отметить, что за неправомерный оборот средств платежей, под которым понимается изготовление, приобретение, хранение, транспортировка в целях использования или сбыта, а равно сбыт поддельных платежных карт, распоряжений о переводе денежных средств, документов или средств оплаты, а также электронных средств, электронных носителей информации, технических устройств, компьютерных программ, предназначенных для неправомерного осуществления приема, выдачи, перевода денежных средств предусмотрена уголовная ответственность по ст. 187 УК РФ.
Прокуратура разъясняет
Что такое финансирование экстремистской деятельности
С 01.06.2025 вступает в силу Федеральный закон от 28.12.2024 № 522-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым закреплено понятие «финансирование экстремистской деятельности».
В силу данного закона под финансированием экстремистской деятельности понимается предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг, заведомо предназначенных для финансирования организации, подготовки и совершения хотя бы одного из преступлений экстремистской направленности, признаваемых таковыми в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации, либо для обеспечения деятельности экстремистского сообщества или экстремистской организации.
Ранее аналогичное понятие содержалось лишь в диспозиции ст. 282.3 УК РФ, предусматривающей уголовную ответственность за такие действия.
Упомянутым же Федеральным законом внесены изменения в ряд ключевых законодательных актов, дополняющих регулирование сферы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, направлением, связанным с противодействием финансированию экстремистской деятельности.
Прокуратура разъясняет
Установлена уголовная ответственность за незаконное использование компьютерной информации, содержащей персональные данные
Федеральным законом от 30.11.2024 №421-ФЗ в Уголовный кодекс Российской Федерации введена статья 272.1, предусматривающая уголовную ответственность за незаконные использование, передачу, сбор, хранение компьютерной информации, содержащей персональные данные, а равно создание, обеспечение функционирования информационных ресурсов, предназначенных для ее незаконных хранения и распространения.
Под компьютерной информацией понимаются сведения, представленные в форме электрических сигналов, независимо от средств их хранения, обработки и передачи. Указанные сведения могут содержаться как в памяти ЭВМ или других компьютерных устройств, так и на любых внешних носителях.
Персональные данные – любая информация, относящаяся к определенному физическому лицу, то есть субъекту персональных данных. К такой информации относятся: ФИО, дата рождения, место рождения, ИНН, адрес, телефон, семейное положение, социальное положение, имущественное положение, образование, профессия, занимаемая должность, стаж работы, доходы и иная информация.
Ключевым условием наступления ответственности, предусмотренной ст. 272.1 УК РФ является одновременное наличие двух составляющих в действиях виновного лица:
- незаконный способ завладения персональными данными в электронном виде;
- незаконные действия, связанные с их распространением.
За совершение данного деяния предусмотрено максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до десяти лет со штрафом в размере до трех миллионов рублей. Возможно также лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет.
Действие указанной статьи не распространяется на случаи обработки персональных данных физическими лицами исключительно для личных и семейных нужд.
Прокуратура разъясняет
О государственном оборонном заказе
Пунктом 3 статьи 31 Федеральным законом от 19.12.2022 № 519-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» до 31.12.2025 включительно приостановлено действие подпункта «а» пункта 3 статьи 8.4 Федерального закона от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе», предусматривающего ограничение на перечисление (выдачу) денежных средств физическим лицам в случае неуплаты одновременно соответствующих налогов и взносов в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Таким образом, в течение 2025 года головным исполнителям и исполнителям государственного оборонного заказа предоставлена возможность осуществлять перечисление денежных средств оборонного заказ физическим лицам не подтверждая факт уплаты за них обязательных отчислений, предусмотренных действующим законодательством.
Сайт использует сервисы веб-аналитики Яндекс Метрика и Спутник с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике